Спортивная
публицистика, касаясь истории рекреации,
объясняет ее возникновение стремлением
городского жителя удовлетворить свою
естественную потребность в движении,
а ее истоки находит в мире городов-государств
древнего мира. Однако абстрактная
постановка вопроса о потребности
двигаться не может дать исторически
верную трактовку проблемы использования
свободного времени, становившейся все
более актуальной во второй половине
XIX века, а с другой стороны, вопроса о
стремлении к компенсации физической
деформации, вызывавшейся однообразными
трудовыми операциями и сидячим образом
жизни, и поэтому позволяет лишь узко
толковать причины возникновения
рекреационной деятельности. В то же
время внешкольная физкультура и
рекреация, носившие характер «массовой
культуры», созданной в условиях
капиталистической урбанизации, с точки
зрения их общественной роли и характера,
совершенно непохожи на аналогичные
явления, наблюдавшиеся в крупных городах
в период, который предшествовал эпохе
машинной индустрии (Древний Рим и
Александрия, средневековые Дели, Пекин
и Нанкин).
Ритм
жизни массы рабочих в промышленных
центрах XIX века диктовался темпом
машинного труда, а мелких торговцев и
владельцев небольших предприятий —
безжалостной конкурентной борьбой.
В течение шести дней недели они проводили
ежедневно около одиннадцати часов у
станка, в конторах или за прилавком.
Утомительный механизм автоматизированной
производственной деятельности сменялся
апатией воскресных и праздничных дней.
Быстрая, бесплановая и стихийная
урбанизация вела к возникновению
перенаселенных, почерневших от копоти
жилых кварталов, узких, лишенных
солнечного света улиц. Сады и парки,
находившиеся в частной собственности,
были обнесены оградой, из-за
скачкообразного роста цен на землю
школы и общественные организации
лишились площадок для игр, не только
вклинившихся в кварталы похожих на
казармы домов, но и находившихся в центре
городов.
Пространство для движения подавляющего
большинства пришельцев из деревень и
небольших городов, оставивших там вместе
с разоренными мастерскими и хозяйствами
традиции народных игр и состязаний,
сузилось до улочек, ограниченных
открытыми водосточными канавами, до
пыльных дворов.
Подобная обстановка
невольно
пробуждала тоску по простору, воздуху
и солнечному свету,
что нашло свое выражение в романтизировании
природы на рубеже XIX и XX веков. Это в
значительной части инстинктивное
стремление составляло, однако, лишь
одну сторону рекреационной деятельности.
С другой стороны, она была связана с
образом жизни значительно разросшихся
в количественном отношении более
зажиточных слоев буржуазии, которые
поняли значение спорта и различных игр
для здоровья либо стремились подражать
привычкам городской аристократии.
Они не хотели связывать себя участием
в соревнованиях по какому-либо отдельному
виду спорта, но и игра на скачках, а также
роль пассивных болельщиков не удовлетворяли
их.
Толкование
развития
рекреационного движения
под углом зрения истории спорта исходит
из обрисованного выше общественного
процесса в целом.
Его возникновение слилось с распространением
школьной физкультуры за пределы
гимнастических залов, появлением
потребности в связанных с играми эмоциях,
развитием
здравоохранения,
борьбой за предупреждение преступности
малолетних, желанием
поддерживать необходимую кондицию у
новобранцев,
обеспечивать восстановление физических
и духовных сил, со всяким стремлением
индивидуумов к преодолению своей
изолированности путем поиска
партнера и в ликвидации очагов социальной
напряженности, включая нейтрализацию
усилий формирующегося рабочего движения.
Развитие
этого движения зависело от экономического
прогресса и политических устремлений
той или иной страны, но иногда, как мы
видим это на примере христианских
молодежных и маккавейских организаций,
значительное влияние на него оказывали
также тенденции в международной жизни.
Сравнительно
широкие возможности для выполнения
рекреационным движением роли социального
саморегулирования обеспечивались в
первую очередь тем, что на практике это
движение,
которым можно было незаметно управлять,
воплощалось в форме серии непосредственных
контактов личного и группового характера
(организация прогулок, обучение системам
движений, создание совместных пляжей,
гребные походы, велосипедные прогулки
в конце недели, периодические игровые
состязания, движение бойскаутов). В его
эклектических организационных рамках
могли находить выражение стремление к
пробуждению чувства «национального
предназначения», морализирование,
благотворительность, установление
связей с политическими и религиозными
идеологиями или отход от них, а позже
проявление заботы о рабочей силе, военная
подготовка и воспитание пополнения для
спортивных обществ.
|