После
победы диктатуры пролетариата
организованное сверху государственное
руководство спортом, используя имевшуюся
материально-техническую базу, создало
возможности для планомерного развития
спортивного движения. Созданные при
советах министров комитеты по делам
физического воспитания и спорта (КФС),
базируясь на государственных бюджетах,
взяли на себя финансирование спортивной
работы. В связи с этим стало обоснованным,
что превращение социалистических
производственных отношений в
господствующие, создание
материально-технической базы социализма
и культурная революция практически
происходили одновременно, в тесной
взаимосвязи друг с другом.
В области
физической культуры, являющейся составной
частью культурной революции, основной
задачей было не только искоренение
«спортивной безграмотности», но и
окончательная ликвидация отсталости,
монопольного положения в этой области
прежних господствующих классов, а также
создание новой, социалистически мыслящей
руководящей интеллигенции и
преподавательского состава. При
постановке задач создания физической
культуры, «национальной по форме и
социалистической по содержанию»,
использовался опыт Советского Союза.
Путем претворения в жизнь единой
концепции была ликвидирована теоретическая
путаница в этой области.
В области
перестройки физического воспитания
абсолютно правильным было исходное
начало, согласно которому широкие
народные массы следует приобщать к
основным ценностям физической культуры
через школьную систему. Было введено
физическое воспитание в детских садах.
С помощью советских специалистов были
переработаны учебные программы начальных
и средних школ. Повсеместно ввели
обязательные занятия по физическому
воспитанию: два занятия, а кое-где и три
занятия в неделю. В университетах и
институтах это положение распространялось
только на первый и второй курсы.
Систематические занятия спортом стали
возможными и для первокурсников. Уроки
физкультуры охватывали также учащихся
с ограниченными физическими способностями.
Введение оценок за физкультуру было
значительным шагом в направлении
уравнения в правах всех учебных дисциплин.
(Последнее являлось проблемой главным
образом в системе просвещения Польши,
Венгрии и Югославии.) Содержание занятий
физкультурой базировалось на комплексе
ГТО. Различные школьные, молодежные и
спортивные органы предприняли значительные
шаги в целях воспитания у людей любви
к занятиям физкультурой, туризму и
плаванию. В Чехословакии, ГДР и Китайской
Народной Республике в рамках обучения
плаванию проводились также занятия по
спасению на воде и «водная гимнастика»
для исправления осанки.
В
азиатских социалистических странах
приступили к подготовке кадров
специалистов в области физкультуры и
спорта, а в европейских социалистических
государствах внесли изменения и расширили
систему подготовки таких кадров. В
учебных аудиториях институтов физкультуры
заняли места студенты из рабочих и
крестьян. Для удовлетворения возрастающих
потребностей было введено также заочное
и вечернее обучение. Новым достижением
явилась подготовка тренеров и спортивных
руководителей на университетском
уровне. В Китае в 1952 году, в Корее в 1958
году, во Вьетнаме в 1959 году были
организованы первые институты физкультуры.
Во второй половине пятидесятых годов
были созданы научно-исследовательские
институты физкультуры и спорта, а также
научные советы. Физкультурное и спортивное
движение подготовилось к проведению
своей «научно-технической революции».
В деле
расширения сферы влияния физического
воспитания большую роль играло массовое
движение за получение спортивного
значка (в Албании — ГПМ, в Болгарии —
ГТО, в Чехословакии — «Готов к труду и
обороне родины», ППОВ, в Китае — JITB,
в Венгрии — МХК, в ГДР — «Готов к
труду и защите мира», ВАВФ, в Польше —
СПО, в Румынии — ГМА). Система спортивных
норм для получения значка в течение
50-х годов неоднократно менялась.
Практически эти нормы приводили в
соответствие с климатическими условиями
и историческими традициями отдельных
стран. Выполнение указанных спортивных
норм органически вменено в обязанность
учащейся молодежи в области физического
воспитания и в рамках военной подготовки.
В основном же выполнение этих норм
остается добровольным делом.
Созданные
по советскому образцу комитеты по делам
физкультуры и спорта, как система
управления, вызвавшая наиболее
значительные, а с точки зрения концепции
и наиболее единообразные изменения,
явились органической частью того
процесса, в ходе которого были заложены
основы социалистического спорта.
Спортивное движение в отдельных странах
—- в рамках государственного руководства
— сохранило также характер общественной
организации. Однако круг задач таких
организаций расширился. В соответствии
с этим они стали призванными способствовать
— специфическими средствами политического
воспитания в рамках спортивных обществ
— претворению в жизнь задач культурной
революции, мобилизующих и формирующих
мировоззрение людей. И, как мы увидим,
система комитетов физкультуры и спорта,
несмотря на пережитые в те годы потрясения
и изменения названий, доказала свою
жизнеспособность. К новой организационной
структуре была также приспособлена
созданная на основе дальнейшего
использования советского опыта единая
система спортивных обществ. Существо
этой системы заключалось в том, что были
организованы спортивные общества,
соответствующие основным профессиям
и роду занятий трудящихся, которые в
свою очередь создали систему спортивных
секций. Эта организационная структура
базируется на идее, согласно которой
социалистические отношения могут
укорениться в спортивной жизни лишь в
том случае, если деятельность спортивных
обществ не ограничится материальными
вкладами их членов, а будет основываться
на общественном (профсоюзы), административном
(Министерство внутренних дел, армия),
кооперативном, вузовском базисах.
В Корее,
например, спортивное движение было
сконцентрировано в шести типах спортивных
обществ. В частности, общество «Сталь»
объединяло промышленных рабочих и
фабрично-заводских служащих, «Урожай»
— работников сельского хозяйства,
«Ченлима» — студентов, «Локомотив» —
железнодорожников, «Энергия» — работников
органов внутренних дел, а «8-го Февраля»
— военнослужащих. В Болгарии также было
создано шесть типов спортивных
объединений, построенных по аналогичному
принципу, в Польше и Румынии — десять,
в Венгрии — пятнадцать. Вышеуказанная
новая организационная структура по
месту работы людей в первую очередь
служила необходимой базой для развития
физической культуры среди учащейся
молодежи и рабочих.
Параллельно
с организационной перестройкой на
повестку дня были также выдвинуты
вопросы содержания всей спортивной
жизни. Были приняты меры по согласованию
работы в области физического воспитания,
туризма и проведения спортивных
соревнований. Были введены новые
требования в отношении подготовки и
участия в спортивных соревнованиях,
единые квалификационные нормативы и
перспективное планирование. Комитеты
физкультуры и спорта, а также общественные
организации, связанные со спортивной
жизнью, предприняли значительные усилия
для ликвидации унаследованной отсталости
материальной базы и предоставления в
распоряжение трудящихся, интересующихся
занятиями спортом, соответствующих
спортивных площадок и спортинвентаря.
В
результате осуществления вышеуказанных
мероприятий в социалистических странах
были построены народные стадионы, крытые
бассейны, функционирующие круглый год
спортивные тренировочные лагеря, а
также спортивные сооружения ставших
всемирно известными институтов
физкультуры в Лейпциге и Варшаве.
Особенно значительных успехов в данной
области добились Чехословакия, Польша
и ГДР. Тренеры сборных команд и секций
высшего класса стали применять
разработанные на научной основе и
рассчитанные на целый год методы
подготовки спортсменов. В то же время
в интересах воспитания подрастающего
поколения спортсменов была расширена
сеть спортивных школ. В Китае, например,
по данным 1961 года, только в Пекине
работало более 500 спортивных школ. В
последующие годы началась также кампания
по созданию спортивных школ в больших
деревнях. В середине 1950-х годов во всех
социалистических странах стало системой
проведение через каждые четыре года
спартакиад, сочетающих в себе массовость
и участие в них спортсменов-разрядников.
Получили распространение многие ранее
неизвестные или культивируемые только
в отдельных клубах виды спорта (борьба,
каноэ, пятиборье, волейбол, бадминтон).
В школах начали играть в ручной мяч и
баскетбол. В организованном порядке
внедрили систему местных, районных и
республиканских чемпионатов. Наряду с
«официальными» мероприятиями,
организуемыми государственными
спортивными органами, большое
распространение получили спортивные
кампании, проводимые профсоюзами,
молодежными организациями, различными
предприятиями и учреждениями. В некоторых
государствах, как, например, в Польше,
стало популярным «движение сильного
человека», в ГДР — кампании «один
спортивный день в неделю», а в азиатских
странах народной демократии проведение
народных спортивных игр увязывалось
со всей спортивной жизнью. В результате
тесного сотрудничества различных
органов возникло — с относительно
широкой базой — добровольное, включающее
все слои общества физкультурно-спортивное
движение, которое в конце 1950-х годов
охватывало 10% населения социалистических
стран. Не будет преувеличением
констатировать, что в Монголии, Китае,
Вьетнаме, Албании, частично в Румынии
и Болгарии заложение основ социализма
само по себе означало также создание
условий для развития современного
спорта на уровне требований XX столетия.
В то же
время при заложении основ социалистической
физической культуры необходимо было
исключить сдерживающие факторы, связанные
с противоречиями и потрясениями,
вытекавшими из ошибок культа личности.
Сейчас уже очевидно, что советские
«образцы» исходного начала на одном из
полюсов современного спортивного
движения рассматривались как фетиш, а
на другом — как «тактика». Под влиянием
этого стали проявляться «шаблонизация»,
вытекавшая из субъективных взглядов,
господствовавших в связи с успехами в
деле развертывания массового спортивного
движения, а также игнорирование
национальных особенностей и имевшихся
реальных возможностей и условий. Получил
распространение формализм в движении
за получение спортивных значков, в
школьном физическом воспитании в центр
внимания были поставлены лишь вопросы
показателей, наблюдалась необоснованная
и нетерпимая спешка в целях достижения
высоких спортивных результатов. Кроме
ГДР, ни в одной из соцстран не удалось
соответствующим образом скоординировать
школьную и внешкольную спортивную
работу с молодежью. Базировавшийся на
спортивном активе энтузиазм в области
массового физкультурного движения
выдохся, что в перспективе повлекло за
собой возникновение проблемы с подготовкой
подрастающей спортивной смены.
Противоречия
имели место главным образом в тех
странах, где раньше спортивная жизнь
базировалась на относительно развитых
клубных традициях и работе спортивных
союзов. Утвердившиеся клубные традиции
померкли, и во многих случаях они вступили
в противоречие с социалистическими
принципами. Наделенные лишь совещательными
функциями, спортивные союзы в жестких
рамках системы государственного
управления отвыкли от роли хозяев,
отвечающих за свои виды спорта.
Привлеченные к спорту неподготовленные
или малоквалифицированные в области
школьного физического воспитания
специалисты схематическим использованием
внешних формальных моментов идеологического
порядка, а в тренерской работе
руководствуясь закостенелыми догмами
при подготовке спортсменов (общая
выносливость) подвергали опасности
дальнейшее развитие спорта.
С конца
1940-х годов социалистические страны,
опираясь на заключенные договоры о
дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи, установили между собой более
тесные спортивные связи. Однако
отрицательное влияние культа личности
сказалось и в этой области. Вследствие
расхождения во взглядах между Союзом
коммунистов Югославии и коммунистическими
партиями других социалистических стран
в течение 1950—1955 годов спортивные
контакты с югославскими спортивными
союзами прекратились.
В то же
время схематический обзор взаимозависимости
между культом личности и физической
культурой не может отвлечь нашего
внимания от того, что за
обострением противоречий стояли
связанные с условием развития экономики
объективные исторические факторы. В
таких условиях почти ни в одном
социалистическом государстве не была
предоставлена возможность для оптимального
финансирования всех областей физической
культуры. Вследствие того что основные
усилия направлялись на создание условий
для достижения высоких, бьющих по
воображению спортивных показателей,
естественно, на заднем плане оказались
капиталовложения, обеспечивающие
возможности развития массового
спортивного движения, зон отдыха,
спортивно-оздоровительных объектов.
Этой дилеммы, согласно соответствующей
концепции, распространенной в период
культа личности, можно было избежать,
опираясь в значительной мере на энтузиазм
и моральные стимулы.
Большинство
коммунистических партий уже в 1954 году
предприняло первые шаги в целях
преодоления тенденций, мешавших
внутреннему развитию социалистической
физической культуры. Борьба с культом
личности и догматизмом оказала свое
влияние и на международные связи. После
восстановления советско-югославских
межгосударственных связей (1955)
нормализовались также и спортивные
контакты. А в рамках заключенных с ГДР
культурных соглашений получил признание
спортивный суверенитет социалистического
немецкого государства. В то же время
решительное исправление ошибок,
отрицательно действовавших на внутреннее
развитие «правых» и «левых», началось
лишь после XX съезда КПСС. За исключением
Албании, Китая и Вьетнама, в период с
1956 по 1963 год в социалистических странах
было введено общественное руководство
физкультурно-спортивным движением. В
связи с последовательно проходившей с
середины 1950-х годов третьей реформой и
в физкультурно-спортивном движении
были восстановлены социалистические
нормы. Была ликвидирована чрезмерная
централизация в
данной области. Всевозрастающую
роль стали играть спортивные союзы.
Новые моменты появились и в интерпретации
задач школьного физического воспитания,
согласно которым для молодежи следует
создать жизненный режим, дающий ей
возможность по своему вкусу заниматься
физкультурой и спортом. Взаимосвязь
между жизнью и школой должна проявляться
в органическом единстве школьного и
внешкольного физического воспитания
и спорта, в их тесном сочетании друг с
другом. Параллельно с вышеупомянутым
были предприняты новые усилия в интересах
преодоления прочих противоречий. В
большинстве европейских социалистических
стран с тщательным учетом традиций
буржуазно-национального спортивного
движения стало также возможным
восстановление старой сети общественных
спортивных клубов.
Несмотря
на имевшие место политические осложнения,
участвовавшие в соревнованиях спортсмены
социалистических государств в этот
период вышли на высший и средний
международный уровень. (Польские боксеры
и легкоатлеты, чехословацкие футболисты,
гимнасты и хоккеисты, румынские
гандболисты и борцы, болгарские борцы,
китайские чемпионы по настольному
теннису и гимнасты, пловцы и велосипедисты
ГДР.) На Олимпийских играх наивысших
показателей достигли венгры, а наиболее
равномерные успехи демонстрировали
спортсмены Болгарии, Польши и Германской
Демократической Республики.
В период
заложения основ социалистической
физической культуры сформировались и
окрепли такие формы связей, как
велосипедная гонка «Мир» по маршруту
Берлин—Прага—Варшава, соревнования
по гимнастике дружественных армий,
соревнования олимпийских надежд. Прошла
испытание временем спортивная дипломатия
социалистических стран в таких вопросах,
как признание спортивной самостоятельности
Германской Демократической Республики
и Корейской Народно-Демократической
Республики, борьба против дискриминации
и сегрегации, восстановление единства
студенческого спортивного движения.
В
сотрудничестве в области физического
воспитания и спорта, основывающегося
на принципах нового типа межгосударственных
связей, дальнейшим шагом вперед явилось
заявление Советского правительства от
30 октября 1956 года. Соглашения, заключенные
на изложенной в этом заявлении
интернационалистской платформе,
регулировали систему связей в области
культуры и спорта, координацию участия
в международных организациях, а также
расширение туризма, сотрудничество в
сооружении спортивных объектов и в
производстве спортивного снаряжения |