Идеи
Ж. Ж. Руссо (1712—1778) относительно физического
воспитания определялись потребностями
независимого от наследственных и
сословных привилегий воспитания
революционной буржуазии. В своей работе
«Эмиль, или О воспитании» он резко
противопоставил изнеженной, избалованной
и слабохарактерной аристократической
молодежи диких, не затронутых цивилизацией,
грубых и здоровых, связанных с природой
выходцев из простого народа. В качестве
примера для подражания он выдвинул
отвечающий идеалам Возрождения тип
разносторонне развитого, сильного,
умелого и смелого человека.
По его
мнению, всякая общественная проблема
происходит от человеческого зла, а зло
в свою очередь — от слабости человека.
Это положение можно изменить только
путем воспитания закаленной, сильной
молодежи. Чем больше ребенок приучается
бороться с силами свободной природы,
тем более ловким он вырастает. Руссо
был первым, кто признал необходимость
тренировать органы чувств. В своих
предложениях он подчеркивал важность
развития деятельности, направленной
на преодоление естественных препятствий,
в частности таких ее видов, как карабканье
на деревья, перелезание через каменные
стены, прыжки с камня на камень, поднятие
и перенос различных тяжестей, заплывы.
Руссо
встроил в свою систему и взгляды других
мыслителей. Например, у Локка он
заимствовал тот принцип, что любовь к
физическому труду, к подвижности следует
прививать уже в детстве. Тезисы Локка,
касающиеся активного отдыха, он
использовал в своих предложениях
относительно сочетания задач умственного
и физического воспитания. «Великая
тайна воспитания, — пишет он, — состоит
в том, что физические упражнения и
упражнения духовные всегда служат
отдыхом друг для друга». В связи с
педагогической ценностью игр он в целом
придерживался одного мнения с Коменским,
хотя последний признавал воспитательную
ценность только тех игр, которые
сопровождаются физическими испытаниями
и побуждают решать самостоятельные
задачи. В физическом воспитании девочек
он считал важными не силу, закалку и
ловкость, а характер, обаятельность и
грациозность.
Взгляды
Руссо вызывали в среде педагогов того
времени большие споры и как сочувствие,
так и возражения. Отдельные жаждущие
прославиться группы тогдашней молодежи
настолько восприняли его «воззрения»
на естественный образ жизни, что по
примеру первобытных людей начали ходить
в звериных шкурах с дубиной на плече.
Были и такие, которые доводили до
крайности закалку своих детей. Они не
пеленали новорожденных, окунали их в
холодную воду и подвергали различного
рода естественным испытаниям, выставляя
на ветер, под дождь и т. п.
Крайности
моды на Руссо вскоре прошли, но его
взгляды на воспитание закрепились в
западноевропейской буржуазной педагогике.
Многое почерпнули из них филантропы.
Даже апостолы реформы физического
воспитания в конце XIX века ссылались на
его теории в своей борьбе за введение
атлетики и игр на открытом воздухе.
Существовавшие во Франции школы
естественной гимнастики и искусства
движений тоже питались из источников
наследия Руссо. А в наши дни его аргументы
провозглашаются в противовес
профессионалистским спортивным
воззрениям, искажающим суть физической
культуры.
Однако
часть принципов Руссо получила узкое
и искаженное толкование. Так, например,
мысль о том, что основы воспитания
ребенка следует заложить до того, как
ему исполнится 12 лет, стали понимать
так, что именно по достижении им этого
возраста и следует закончить воспитание.
Этот превращенный в догму взгляд в
течение длительного времени препятствовал
распространению физического воспитания
на старшие классы средних школ и на
высшие учебные заведения.
Во
взглядах Руссо на физическую культуру
нашли свое выражение те запросы
французской буржуазии, которые относились
к потребностям физического развития
человека. «Но не меньшая забота о
физическом развитии как молодежи,
занимающейся умственным трудом, требующим
сидячего образа жизни, так и молодых
людей, выполняющих тяжелую физическую
работу, — констатирует профессор Анджей
Воль, — выражается в работах
социалистов-утопистов. Морелли (даты
жизни неизвестны) тоже, отталкиваясь
от законов природы, обратил внимание
на роль физических упражнений, развивающих
организм и способствующих выполнению
работы по специальности. Габриель Мэбли
(1709—1785), ссылаясь на примеры из истории
Древнего Рима, подчеркивал роль физических
упражнений в патриотическом воспитании
трудящихся масс и сохранении их здоровья.
Совершенно понятно, что мыслители эпохи
Просвещения падению нравов феодального
общества, изнеженности аристократии,
ее лени и праздности противопоставляли
трудолюбие революционных слоев,
выступающих за социальное переустройство
общества, их стремление получить
физическую подготовку, неотделимую от
дела защиты родины».
Самые
последовательные силы революции пытались
провести в жизнь представления
предвозвестников нового общественного
порядка, связанные с физическим
воспитанием. В проекте выдвинутого
Лепелетьером плана воспитания народа,
который Робеспьер после смерти автора
направил 13 июля 1793 года на рассмотрение
Конвента, фигурировала и систематическая
физическая подготовка школьников.
Лепелетьер хотел обеспечить развитие
физических способностей не только путем
введения нескольких гимнастических
упражнений, но —- наряду со здоровым
образом жизни, соответствующим питанием,
ритмичными и здоровыми темпами работы
— при помощи «взаимосвязанных периодически
повторяющихся упражнений». Однако через
несколько лет после победы революции
дело физического воспитания — вместе
с другими гуманистическими требованиями
эпохи Просвещения — отошло на задний,
план. Типичным примером является и
«хождение по мукам» швейцарского
педагога Песталоцци. |